Dune Dior – 1991 – Песня песка

Великие Нуарные 90-е открывает парфюмерный шедевр от Дома Christian Dior.
Еще не снят знаменитый «Ворон» с Брендоном Ли в главной роли, который появится в 1994, и еще далеко до «Города Греха» 2005-го, которые станут воплощением мрачного, урбанистического духа этого десятилетия, но бренд Dior словно ловит витающие в воздухе готические флюиды.
Парфюмер Морис Роже в компании еще двух коллег создает новое видение восточного аромата, призванного воспеть горячий пляж, но воспевшего песок Пустыни – сухой, раскаленной, горько пахнущей иссушенными солнцем растениями.
Так рождается Dune.

В фильме 1984 года с одноименным названием «Дюна» на планете Арракис идет борьба за удивительный наркотик, необходимый для межзвездных путешествий через пространство. Наркотик производят «песчаные черви», а сама планета представляет собой иссушенную, никогда не ведавшую дождя пустыню. Режиссером фильма стал Дэвид Линч, а в роли главного героя-спасителя пустынного мира сыграл Кайл Маклахлен.

Возможно, сложный, наполненный философскими идеями и обыгрывающий чаяния прихода Мессии-спасителя мира фильм стал прообразом для создания нового аромата. А может быть, это всего лишь совпадение. Но удивительно, как схожи между собой атмосфера фильма и дух парфюма!
По описанию Луки Турина:
Dune (Dior) свежий восточный *****.
«Забудьте городские «страшилки» и фальшивые «нуар» от «Ангелики» Герлена и до «Орриса» Ормонд Джейн. Настоящая, зловещая темнота не в позах «плохого мальчишки» Алиса Купера, а в освобожденном от колдовства, женоподобном драгоценном сокровище. Вдохновленная «Венецией» Ив Роша (выпущенной на 5 лет раньше, в 1986), «Дюна» – серьезный соперник Суровой Красоты в истории парфюмерии. Она устремляется от головного аккорда к поразительно несъедобной дешевой шоколадной базе, которая помогла добиться успеха «Маст», «Аллюр» (для полноты картины), и тысячам других парфюмов (хотя Дюна лучше их всех, диссонирующая, но интересная). Но то, как она развивается, исключительно — с притягательной прозрачностью, даже свежестью, особенно в анисовых, напоминающих масло морковного семени верхних нотах. Сложно определить, что делает Дюну такой неулыбчивой, как если бы каждый парфюмерный аккорд превратился бы в кластерный аккорд Лигети*, многоголосую, шумоподобную полифонию, заполняющую пространство, лишенный жизни, с вызывающими страх протезами вместо настоящих конечностей. Потрясающий парфюм».
*Дьёрдь Ли́гети – современный композитор-авангардист. Получил известность в кругах западноевропейского авангарда благодаря своим произведениям «Видения» (Apparitions, 1959) и «Атмосферы» (Atmospheres, 1961), в которых использовал в том числе изобретенную им технику микрополифонии – многоголосого звучания, сливающегося в идеальную, непроницаемую фактуру, словно тканое полотно из звука. Лука Турин уподобляет ароматное звучание «Дюны» простой «в написании», но крайне сложной в исполнении полифонической структуре произведений композитора.

Множество ароматных нюансов в «Дюне» сливаются в идеально монотонное, тончайшее запаховое полотно.
Dune от Christian Dior (1991) – один из самых интересных ароматов, выпущенных Домом в современной истории «после Эдмона Рудницка».
Из Basenotes: «Будучи, по сути, работой трех парфюмеров, «Дюна» сочетает в себе казалось бы несочетаемые ноты, почти резкие, словно наждак, воздающие должное связанному с песком имени. Однако песок «Дюны» — не грубый абразивный материал. Он тончайший, шелестящий, почти ласкающий, нежно снимающий с вас кожу.
Подобно Fahrenheit, шокирующему своим «бензиновым» аккордом, Dune является женским ароматным аналогом-шоком. Трио парфюмеров — Maurice Roger, Jean-Louis Sieuzac и Nejla Barbir, работавшая над открытием аромата добились того, чего хотели, собрав во флаконе эссенцию из солнца и раскаленного от зноя песка, не использовав при этом традиционных «земляных» аккордов.

В целом этот аромат может быть описан как полувосточный животный цветочный фужер — жанр, почти не используемый для создания женских ароматов в наше время.
Роскошный букет пионов и богатые белые цветы в сердце «Дюны» создают эффект летящего роскошного платья, а фужерная мужская часть проявляет себя только в базе. Открытие «Дюны» звучит несколько диссонансно, сочетая альдегиды, бергамот, палисандр и пион, который не утихает до самого конца аромата. Затем вступают мандарин и мускус, а пион сливается с ландышем, чем-то подобным на ландыш в Yves Saint Laurent Kouros (1981), но без животных нот цибета и мыльности ириса.
Иланг-иланг и роза сражаются с густым индольным жасмином и сухой ванилью, и далее снова вступает золотистый мускус, но уже с пачули, раскрывая горячую суть «Дюны».

Фужерный аккорд составлен из бобов тонка и дубового мха. Аромат тонка словно пыльца ложится на богатую древесную базу из сандала, отшлифованного бензоином.
Получившийся в результате эффект – уникальный, мощный, типичный для поздних «анималистических» ароматов 80-х и 90-х, ароматов которые словно по ошибке предназначались женщинам, а не мужчинам – их настоящей целевой аудитории.
Этот аромат вполне может считаться унисексом, так как по сути это сухой белоцветочный фужер с легким животным оттенком, похожим на Paco Rabanne Ténéré (1988) или Sybaris Antonio Puig (1988). Удивительно, но этот самодостаточный аромат не имел много фланкеров, кроме Dune Esprit de Parfum (1994) и Dune Sun (1996).
Сухой, мускусный и индольный, с ярким мандариново-пионовым аккордом, «Дюна» — это не тот аромат, который быстро забудешь в независимости от того, кто его носит. Это смелый аромат, который можно носить весь год, но лучше всего он раскрывается в сильный зной или сильный холод. Это настоящее сокровище, аромат-драгоценность, странно недоцененный».
Ноты аромата Christian Dior Dune
Альдегиды, дрок, бергамот, желтушник, мандарин, палисандр, лилия, пион, роза, жасмин, амбра, мох, мускус, сандал, ваниль.
Аромат посвящен месту рождения Кристиана Диора в Granville, где «море целует землю». По замыслу, этот аромат – уход от реальности в мир мечтаний и снов, где царит вечный мир, плещется море, солнце ласкает кожу, а теплый песок мягко мерцает, овеваемый легким бризом.