Альдегиды

on

Альдегиды: от мыла до Chanel

Альдегиды – молекулы с прямой молекулярной цепью. Единственной молекулой, пахнущей здесь миндалем, является транс-2- гексаналь. Другие же могут быть организованы в последовательность, в зависимости от числа атомов углерода, запах которой движется в направлении от морга до будуара:

Альдегиды

Первым веществом, не содержащим углерода вовсе, является формальдегид, используемый для консервации мертвых тканей, обладающий приятным, но несколько агрессивным яблочным запахом.

Альдегиды
Ацетальдегид применяют для производства уксусной кислоты 

Следующий член семейства – ацетальдегид, также относится к фруктовым, и определяет разницу между свежим и затхлым апельсиновым соком: он не стабилен и присутствует только в свежем сырье. Следующие шесть молекул – это резко пахнущие соединения, в разной степени напоминающие запах бассейнов, с «жирными» нюансами, все – обладающие определенным «химическим» характером, т.е., что-то, что предостерегает нас, заставляя находиться на расстоянии.

Октаналь – подобный апельсину

Октаналь– первый член-представитель этой семьи, в разбавленном состоянии он пахнет подобно апельсину, но все еще с некоторой жирной нотой. От него мы плавно движемся вплоть до 12-углеродного додеканаля. Эти альдегиды присутствуют в цитрусовой кожуре, и были синтезированы еще в 1850-е годы.

Их час пришел, однако, когда Ernest Beaux (Эрнест Бо) поместил «секретную» смесь (в дни до изобретения хроматографии смеси еще могли быть секретными), состоящую из альдегидов числом от десяти до двенадцати, в розово-жасминовый цветочный аромат, заказанный Габриэль (Коко) Шанель. На эту тему существует множество историй, и каждый парфюмер, как кажется, имеет свою собственную версию. Факт заключается в том, что в беспрецедентной концентрации более 1% эти молекулы словно придают нереальное, мраморное, бело-голубое сияние тому, что в противном случае было бы богатыми, но привычными цветочными нотами.

Альдегиды  White Linen от Estee Lauder
White Linen  Estee Lauder

Для того, чтобы понять, что такое альдегиды для парфюмерии, представьте акварель, нарисованную на «Скочлите» (Scotchlite) –веществе, из которого изготавливают фликеры, ярко загорающиеся в свете автомобильных фар. Цветочные ноты становятся пронзительно прозрачными на этом странном фоне, одновременно матовом и сияющем. Самым лучшим примером, демонстрирующим это поведение альдегидов, является White Linen от Estee Lauder. И вы всегда, конечно, можете заказать это вещество у производителя.

Алдегиды от воскового до огуречного запаха

Алдегиды обладают еще одной особенностью, позволяющей им усилить очарование парфюма: те, у которых нечетное число атомов углерода, пахнут восковым запахом с цитрусовым фоном, те же, у которых четное число атомов – пахнут выраженным цитрусовым ароматом на восковой подложке. Восковым – означает подобно запаху, который вы чувствуете, когда задуваете свечу, а под цитрусовым понимается аромат кожуры апельсина. И это по-настоящему странно! Представьте себе, как рецепторы в носу измеряют длину углеродной цепочки, и при этом еще и считают, четное или нечетное в ней количество атомов! Если несколько изменить структуру альдегидов, создав в ней двойные связи типа –CH=CH-, мы получим очень странный эффект: при добавлении двух двойных связей к мыльному, восковому ноналю мы получим трансцис-2,6-нонадиеналь. Нонадиеналь обладает невероятно мощным узнаваемым запахом огурца! Добавление атомов углерода (CH3) на конце цепи делает запах менее воскоподобным и более схожим с ароматом благовоний.

Цитраль — лимонная свежесть

Добавлением двойных связей и атомов углерода можно получить кучу разных веществ, одно из которых –цитраль, характерная для лимона молекула, в основе которой лежит октаналь. Цитраль обладает удивительным «лимонным» ароматом, сочетая безупречный баланс сладости, вязкости и некоторой мыльности, все вместе дает такой безупречный лимон, свежий, чистый и кислый, что начинает выступать слюна!


Ассоциация аромата лимона с чистотой могла бы сыграть с цитралем дурную шутку, сделав его отдушкой для средств чистки туалета и отбеливателей, но, к счастью, альдегидная группа нестабильна в щелочной среде, а вся молекула быстро распадается в кислотах. Наше навязчивое желание ароматизировать эти неприятные штуки лимоном создает настоящую головную боль для химика, работающего с ароматами. Тот, кто изобрел бы устойчивый к среде отбеливателя альдегид с лимонным ароматом, стал бы богатым человеком, хотя и не обязательно известным. Но устойчивый к щелочи альдегид– это такой же оксюморон как «негорючие фиалки», поэтому химики изобрели план В, использовав для этой цели нитрилы, которые загадочным образом пахнут сходным с альдегидами образом и не распадаются под воздействием щелочей и кислот. По отзывам тех, кто их нюхал, нитрилы либо сходны с альдегидами один в один, либо отличаются неприятным, металлическим нюансом, чем-то, похожим на запах мокрой собачьей шерсти, и являются не лучшей заменой альдегидам, чем собака Баскервилей – заменой вашему любимому мопсу.

Эта замена альдегидов нитрилами иллюстрирует тот факт, что «играя» с атомами углерода мы словно идем по парфюмерному ландшафту шагами, в то время как меняя функциональные группы молекул, мы будто бы одеваем семимильные ботинки. Функциональные группы – это группы атомов, доминирующие в химическом составе определенных молекул, в наших целях они означают альдегиды, спирты, тиолы, нитрилы, оксимы (слева направо нарисунке). 

Мы попадем в соседнюю от цитраля страну, просто заменив его альдегидную группу на спиртовую (-ОН), в результате чего получим гераниол. Удивительно, но лимон исчез, и мы находимся в царстве роз, а точнее – на розово-гераниевой территории. Убрав двойную связь у гераниола, мы получим цитронеллол,  все еще лимонно-розовый, но меньше похожий на герань, более свежее-мыльный. Если вы понюхаете букет из нескольких различных сортов распустившихся роз, вы ощутите эту лимонность, хотя она получается не за счет смешения цитраля и гераниола.

Если учесть, что цена розового масла колеблется от 2 000 до 20 000 Евро за кг, в зависимости от качества, то аромат розы будет ожидаемо популярным направлением работы арома-химиков. Запахи розы варьируются от сладких (фенилэтиловый спирт) до металлических («окисленная» роза) и гераниевых роз, или непосредственно гераниола. Чтобы получить приличный аромат розы, необходимо добавить эвгенола (аромат гвоздики), цитраля, и много чего еще.

Источник: The Secret of Scent, Luca Turin