Guerlain — есть ли еще такой же парфюмерный бренд, незнание которого недопустимо для культурного человека? Вопрос своего рода провокационный. В современном обществе не принято упрекать кого-то недостаточной информированностью или узостью кругозора. Почему-то сложилось так, что именно широты кругозора начинают стыдиться, в то время как невежество становится предметом гордости. На вопрос из области культуры (литературы, живописи, музыки, искусства) или даже общеобразовательных научных дисциплин часто можно услышать ответ: «А зачем мне это нужно знать? Я и так неплохо исполняю свои социальные функции». Однако так было не всегда.

Человек является не только homo sapiens, но, и даже прежде этого, homo aestheticus
Принадлежность к определенному сословному кругу обязывала свободно говорить на иностранных языках, иметь широкую эрудицию и определенные научные познания, уметь наслаждаться произведениями искусства и даже создавать их, разбираться в хитросплетениях требований этикета и быть своим в мире роскоши — мире, неотделимом от сокровищницы культурного достояния той или иной цивилизации, потому что подлинная роскошь возносит предметы до уровня произведения искусства. Роскошь и дурновкусие несовместимы. Уровень «люкс» предполагает очень высокое качество, мастерство исполнения, безупречность эстетического содержания. Человек является не только homo sapiens, но, и даже прежде этого, homo aestheticus.

Одним из таких столпов парфюмерного искусства, чьи творения оставили след не только в истории ароматов, является Дом Guerlain
Каждый пласт культуры, каждая область искусства имеют такие мерила, памятники недосягаемой высоты, на которые ориентируются последующие поколения, прошедшие испытание временем и историей, сменой вкусов и ценностей, и оставшиеся незыблемо стоять, несмотря на бушующие у их подножия волны социальных и культурных революций. Одним из таких столпов парфюмерного искусства, чьи творения оставили след не только в истории ароматов, интересной узкому кругу ценителей, но и в литературе, и даже – в кинематографе, является Дом Guerlain.
… 1828 год
Этот год является официальной датой создания Дома. Википедия дает следующую краткую справку:

«Guerlain был основан Пьером Франсуа Паскалем Герленом, французом, получившим химическое образование в Англии. Сначала этот парфюмерный дом существовал как аптечный магазин, в подвалах которого Герлен смешивал свои ароматы. Клиентами были немногие, но достаточно известные люди, в том числе, например, Бальзак и Наполеон III, для свадьбы которого был специально создан одеколон Eau de Cologne Impériale. Позже он создавал запахи для королев Виктории и Изабеллы II Испанской. Пьер Франсуа Герлен умер в 1864 году, после чего фирму наследовали его сыновья, Эме и Габриэль Герлены».
Эме Герлен поднимает семейный бизнес на новый уровень, один за другим выпуская успешные ароматы, в то время как Габриэль занимался менеджментом.
Эме Герлен приписывают следующие парфюмерные достижения:
— разложение аромата на три составляющие — начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту;
— совмещение в парфюмерии натуральных и синтетических составляющих;
— создание первого аромата «унисекс» — Guerlain Jicky (1889 год).

В 1910 году Эме Герлен умер, компанию в наследство получили сыновья Габриэля Жак и Пьер. Пьеру достается коммерческая составляющая, а Жак берет на себя составление ароматов. За время существования дома под управлением Жака и Пьера семейный бизнес процветает, интернационализируется и популяризируется. Guerlain начинает создавать парфюм для звезд кино и эстрады, а также начинает продажи своей продукции по всему миру.
Жак Герлен умер в 1956 году, а на пост главы компании встал его внук, Жан-Поль Герлен. Под его руководством компания превращается во всемирно известный бренд.
В 1994 году Жан-Поль Герлен продал компанию мега-корпорации роскоши LVMH, которая владеет брендом Guerlain и по сей день. Еще 8 лет после продажи он продолжал создавать ароматы параллельно с группой новых молодых парфюмеров. «Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь — ритм. Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 г. на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых — limited edition, то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос.
Герлен уволился из своей компании в 2002 году».

Так просто о независимой истории длинной в 166 лет. А ведь за эти годы были созданы такие бессмертные творения, как печальные цветы L’ Heure bleue, много лет любимые Катрин Денёв, парижские вариации японского дзэна Mitsouko, благоухающие влажными травами и фруктовым садом, дурманящий, ванильно-дымный Shalimar, безумные Djedi с ароматом мумии и флаконом в виде хрустального саркофага, пленительная роза Nahema, непревзойденный шедевр среди цветочных ароматов, благовонная Samsara, благоухающая древним храмом и телом индийской танцовщицы, страстная хабанера Habit Rouge – идеальная мужская классика, мужественная версия «Шалимара».

Да и одного «Шалимара» с его пленительным, животным, дымным, сладостным, розово-жасминным ароматом хватило бы, чтобы имя Guerlain навечно осталось в мировой культуре; «Шалимара», вдохновленного сказкой о безумной любви, и то и дело появляющегося в книгах и фильмах, если нужно было создать атмосферу соблазнения, страсти, преследования, подчеркнуть красоту и статус, харизму и загадочность героини – настоящей роковой женщины.

В 20-е годы Shalimar были любимыми духами поколения flappers, девушек «эмансипе», коротко стриженных, с густо подведенными очами, багровыми губами и бледной кожей, с дымящим ароматным дымом мундштуком, в открытых коротких платьях, не стесняющих движений в далеко не чопорных ритмах новых танцев.
Кабачки и рестораны того времени пропахли «Шалимаром». Он густо пропитывал бархатные шторы «Мулен Руж», струился в воздухе улиц, смешиваясь с сыростью Сены, развевался шелковым шлейфом на балах и собраниях, оседал густой, богатой пыльцой на мехах в звенящем морозном воздухе прежней Российской Империи, беззаботно веселящейся на закате НЭПа, и когда красные вожди заняли некогда принадлежавшие царям покои, он густо и торжественно звучал с парадных парчовых платьев их украшенных бриллиантами дородных жен. Редко какое парфюмерное имя могло соперничать с именем старика Герлена.
- Н. Э. Гейнце (1898 год):
«Тут был и петербургский „свет“ и „полусвет“, последний старавшийся затмить первый искусственным сиянием — сиянием драгоценностей и вполне этого достигавший. Скромные „светские розы“, нежные цветы с тонким ароматом чистоты и невинности, робко жались в сторонке перед пышными „камелиями“, получавшими свой одуряющий аромат от современного парижского алхимика Герлена, нашедшего средство возвращать молодость и красоту и путём этого средства делать себе золото».
- Марка и аромат Mitsouko перечисляются Геллой на сеансе Варьете Воланда («Мастер и Маргарита», 1929—1940):
Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
— Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…
- Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» (1975—1977) описывает эпоху НЭПа:

«высший тип женщины — небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах, нежных как розовый лепесток, в длинном вечернем платье с оголенной спиной, стройная, длинноногая, в серебряных туфельках, накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза, благоухающая духами Коти, даже Герлена, — на узкой руке с малиновыми ноготками золотые часики, осыпанные алмазами, в сумочке пудреница с зеркальцем и пуховка. Продукт нэпа. Она неприкосновенна и недоступна для нашего брата. Её можно видеть в „Метрополе“ вечером».
- Духи «Шалимар» этой фирмы зачаровали Иосифа Бродского в «Набережной неисцелимых».
…180 см, тонкокостная, длинноногая, узколицая, с каштановой гривой и карими миндалевидными глазами, с приличным русским на фантастических очертаний устах и с ослепительной улыбкой там же, в потрясающей, плотности папиросной бумаги, замше и чулках в тон, гипнотически благоухая незнакомыми духами, – картина была, бесспорно, самым элегантным существом женского пола, сумасводящая нога которого когда-либо ступала в наш круг. Она была сделана из того, что увлажняет сны женатого человека. Кроме того, венецианкой.
Что же это был за парфюм? Возможно, сейчас он показался бы вам глубоким ретро, густым, дурманящим, тяжелым и смолистым. Носу, привыкшему к синтетической яркой ванили и карамельной сладости этилмальтола, заполонившим парфюмерный рынок первой декады двухтысячных, непривычно и странно обонять горько-сладкую, плотную до специевости природную ваниль. Гармония Shalimar появилась на свет, когда Жак Герлен вылил флакон этилванилина в бутыль духов Jicky, аромата, созданного Guerlain в 1889 году.
При использовании в ароматах Жак Герлен всегда выбирал сырье не самой высокой степени чистоты, которое пахло приятнее (причем покупал его у фирмы De Laire по цене гораздо выше стоимости чистого продукта). После этого он смешивал десять частей такого сырья с одной частью дорогого абсолюта ванили, чтобы аромат в результате звучал одновременно «дешево» и «дорого» (Лука Турин, The Secret of Scent).

Герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый „герлинад“ (guerlinade). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка, роза и ваниль
В начале Guerlain продавали импортную туалетную продукцию, и затем, как уже было сказано ранее, Пьер стал разрабатывать свои собственные ароматы и создавать парфюмы на заказ для своих клиентов. Вскоре он стал официальным поставщиком многих коронованных особ Европы. Eau de Cologne Impériale (1853) был создан для Императрицы Евгении и представил характерный флакон, украшенный золотыми пчелами наполеоновского герба. Золотые пчелы «Герлен» продолжают украшать селективные выпуски парфюмов Дома. Недавно Guerlain произвели на свет флакон, щедро украшенный бриллиантами, в виде подвески в форме пчелы – дань требованиям рынка роскоши.
Самими «Герленами» выпущены десятки ароматов, однако особенно бодро производство новинок понеслось начиная с 1999 года
Вообще, «послужной список» Дома огромен. Самими «Герленами» выпущены десятки ароматов, однако особенно бодро производство новинок понеслось начиная с 1999 года. Если до этого Дом выпускал от силы по одному аромату в год, а то и – раз в несколько лет, то в 1999 на рынок вышло целых 11 ароматов.

В дальнейшем LVMH не сбавляли темпы, на полную катушку используя презентабельное имя. Списки названий шедевров все росли и росли, и горе было тем бедолагам-коллекционерам, которые поставили своей целью приобрести полное собрание парфюмов Guerlain, так как это собрание все больше начинало напоминать ломящиеся полки сетевого магазина типа Sephora, а не тщательно выверенную коллекцию. Времена быстрой моды и массовой синтетики добрались и до старого французского Дома, поглощенного недрами монструозного соотечественника. Будем надеяться, что LVMH (Moët Hennessy Louis Vuitton SE) все же будет проявлять дань уважения к имени и поддерживать его выпуском действительно интересных, знаковых ароматов, как, например, Mon Guerlain (лаванда, бергамот, жасмин самбак, ирис, роза, таитянская ваниль, австралийский сандал, кумарин, бензоин, лакричник, пачули).

Mon Guerlain
Даже под управлением LVMH Дом не оставил традицию производства парфюмов на заказ.
«Традиция Guerlain выпускать парфюмы по индивидуальному требованию датируется 1853 годом. Мы умеем прислушиваться к пожеланиям наших клиентов, какими бы сложными они не были. Эта традиция продолжается и по сей день».
Остается добавить, что стоимость разработки такого парфюма по неподтвержденным данным достигает 30 000 евро. Качество и мастерство не может стоить дешево. Особенно если это – Guerlain.