Царство папоротников
Дословный перевод с французского – папоротниковые, но на самом же деле это ароматы с нотами лаванды, дубового мха, ванили и бергамота, имеющие сухую растительную тональность.
Основные компоненты фужерного аромата — лаванда, кумарин и лабданум
Фужерные композиции — классическая структура аромата, обязательными элементами которой являются лаванда, кумарин и лабданум. Три составляющих часто дополняют различными зелеными и древесными компонентами.
Отец и мать фужерных ароматов. Они и сейчас востребованы, как и раньше, нестареющая классика
Первым фужером считается Fougère Royale Houbigant 1882, который определил направление мужской парфюмерии на многие годы вперед, а уже спустя семь лет, в 1889 г., появился Jicky от Guerlain, который сейчас называют первым восточным фужером и позиционируют как женский.
Лука Турин о фужерных ароматах

Лука Турин в своей книге The Secret of Scent уделяет описанию Fougère Royale особое внимание, как всегда, колоритно и на грани дозволенного, но на этот раз — с большой любовью и воодушевлением:
«…Существует мнение, что Fougere Royale для парфюмерии – это как первая абстракция Кандинского 1910 года для живописи – поворотная точка. Да и само название – «Королевский папоротник» (royal fern), уже говорит о том, что правила игры изменились: папоротники, конечно же, не издают аромата, и ничего королевского с ними не ассоциируется. (Дом Houbigant в конце 1700-х годов выступал королевским поставщиком парфюмерии, невольно сыграв злую шутку, когда Мария-Антуанетта при попытке бегства из Франции была узнана случайным прохожим по аромату парфюма). Но что же делало Fougere Royale таким особенным в 1881 году? Дело в том, что в этом парфюме впервые использовался синтетический ингредиент под названием «кумарин». Стоит уточнить, что кумарин –вещество, широко встречающееся в природе, и он свободно может быть получен из натурального сырья, но в данном случае требовалось получить чистое вещество дешево для использования в большой дозировке, что в дальнейшем обеспечило совершенно новый эффект.

Все выглядит довольно прозаично, до тех пор, пока не начнешь читать этикетки: Emeraude, Iris Gris, Ambre Antique… и чувствуешь себя словно в фантастическом зоопарке
Сейчас я сижу за столом в Осмотеке, и жду, когда же меня пригласят вниз, в прохладное помещение, где я, наконец, смогу вдохнуть его Величество, Fougere Royale. И вот, появляется мой провожатый, и мы спускаемся по лестнице, а затем следуем коридором до той самой комнаты, где в прохладе дремлют неказистые бутыли разных размеров, матово мерцающие алюминиевыми боками. Все выглядит довольно прозаично, до тех пор, пока не начнешь читать этикетки: Emeraude, Iris Gris, Ambre Antique… и чувствуешь себя словно в фантастическом зоопарке, где в уголке притаился саблезубый тигр. Ассистент находит маааааленькую бутылочку Fougere Royale, погружает туда два блоттера, вручает один мне, а второй оставляет себе. Он уже вдыхал этот аромат сотни раз, но я заметил, что профессионалы любят этот маленький ритуал совместного «распития» аромата. Не по той ли причине, что воспоминания об аромате настолько абстрактны, что им постоянно нужно напоминание? Во всем этом чувствуется какая-то общность, словно быстро раскурить трубку мира в неосязаемом присутствии некоего великого духа.

Чтобы представить этот аромат, вообразите вычищенную ванну, выложенную черно-белой плиткой, чистые, немного сырые полотенца, чувство свежевыбритой кожи…
И вот, наконец, вожделенная полоска у моего носа. Фужерное племя породило неисчислимое количество отпрысков, таких как Brut, Azzaro Homme и неуловимо-иллюзорный Canoë. Все они – угловатые, мыльные и довольно нагловатые личности. Мне казалось, что основатель династии должен был обладать этими «ценностями» в концентрированной форме, но каково же было мое удивление, когда первые ноты Fougere Royale зазвучали подобно симфонии Брюкнера, приглушенным пианиссимо струнных, рождая впечатления невероятной легкости и огромной мощи. Да, он пах кумарином, но при этом был свежим, чистым, аскетичным до горечи. Чтобы представить этот аромат, вообразите вычищенную ванну, выложенную черно-белой плиткой, чистые, немного сырые полотенца, чувство свежевыбритой кожи… но стойте! Тут есть некая особая нота, не столь приятная! Прикосновение циветты, точнее, цибетина – секрета, добываемого из-под хвоста азиатской кошки — циветты, который пахнет соответственно. И вдруг до меня доходит! Мы ведь в ванной! Точнее — в уборной! Замысел прост и незамысловат: экскременты. Причем чужие. Аромат туалетной комнаты, когда на званом обеде вы чувствуете нужду уединиться и отправляетесь в уборную, где, вдыхая воздух, вы чувствуете этот слабый чужой аромат на пределе интимности. Не удивительно, что Fougere Royale ждал успех. На расстоянии его носитель – просто душка, словно ваш любимый зять, но вот он приближается, и вы понимаете, что перед вами – животное. Месяцы спустя после того, как я написал этот отрывок, пахучие блоттеры все еще лежат, и они волшебны. Я все бы отдал, чтобы иметь бутылочку этого чуда у себя на полке. Но почему собственно интересен сей факт, что Парке (Parquet) выбрал для своего нового аромата кумарин, и почему он предпочел впервые сделать акцент именно на этом ингредиенте? И, в конце концов, чем же пахнет этот пресловутый кумарин?

Запах кумарина ассоциируется с ароматом желтоватой не выделанной кожи или пожелтевших сухих чайных роз, желтовато-бежевый первым возникает перед внутренним взором при обонянии этого вещества
Великий Стеффан Арктандер, автор справочника по пахучим молекулам, описывает его как «зеленый, теплый, травянистый, несколько пряный аромат, в крайней степени разбавления больше напоминающий аромат сена, ореха, или табака». Запах кумарина ассоциируется с ароматом желтоватой не выделанной кожи или пожелтевших сухих чайных роз, желтовато-бежевый первым возникает перед внутренним взором при обонянии этого вещества. Тот, кто приготовил кумарин по заказу Парке, просто имитировал запах, часто встречающийся в природе. Бобы тонка, из которых получают кумарин, содержат так много этого вещества, что он выделяется в виде кристаллов на поверхности при их сушке. Причем кумарин является основным ароматическим продуктом, содержащимся в бобах тонка, и сам по себе запах в чистой форме также не является чем-то новым.
В состав Fougere Royale также входит множество природных материалов, в основном – дубовый мох и лаванда.
Основным оправданием использования искусственного материала тогда и сейчас, является то, что его можно получить гораздо дешевле по сравнению с экстракцией из природных источников. Кумарин стоит 10 Евро за кг, абсолют бобов тонка – 400 Евро. В состав Fougere Royale также входит множество природных материалов, в основном – дубовый мох и лаванда. Эти старые добрые ингредиенты представляют собой растительное сырье, поставляемое из России и бывшей Югославии (прим.: возможно, Лука Турин не очень владеет географией поставок и тонкостями логистики, так как основным поставщиком Лаванды является как раз Франция). Это сырье везут навалом на грузовике, сваливают на ближайшей экстракционной установке и смешивают с горячим растворителем. Из растений выделяют сырой продукт, который в дальнейшем проходит стадию дистилляции для выделения из смеси. Не удивительно, что результат не обладает постоянством, и, учитывая примитивность процесса, часто получается неудовлетворительным. Если говорить сравнительным языком, то получаемое природным способом сырье относится к своим«родителям» как консервированный продукт – к севильским апельсинам, и напоминает его настолько, насколько засушенные головы Хиваро – живого врага».

Спасибо Турину за экскурсию по Осмотеке и такое детальное описание прародителя всея фужеров!
Фужерные ароматы сегодня
Но что же представляют собой фужерные ароматы современности? Изменилась ли их структура по сравнению с изначальной, использованной в «Королевском папоротнике», были ли они дополнены новыми компонентами, и как, для чего, и кто сейчас носит фужерные ароматы?
В наши дни парфюмы этого типа остаются популярным направлением мужской парфюмерии. Многие современные фужерные парфюмы включают цитрусовые, травянистые, зеленые, цветочные, анималистические ноты. Самыми часто добавляемыми ингредиентами являются ветивер и гераниевое сырье, а также – бергамот, который делает верхние ноты лаванды несколько резче.
Примеры мужских фужерных ароматов:
- Brut by Fabergé
- Paco Rabanne Pour Homme
- Azzaro Pour Homme
- Boss by Hugo Boss
- Prada for Men
- Eternity for Men by Calvin Klein
- Canoe for Men by Dana
- Dolce & Gabbana Pour Homme
- Drakkar Noir by Guy Laroche
- Tabac for Men
- Michael for Men by Michael Kors
- Clubman Pinaud After Shave and Special Reserve
- Polo Blue and Chaps by Ralph Lauren
- Kouros by Yves Saint Laurent

Любителем Fougere Royale был Ги де Мопассан, а Christophe Raynaud, парфюмер Firmenich, называет фужерные ароматами, где лаванда звучит особенно возвышенно и тонко
Характерной чертой фужера является то, что он … не пахнет! Этот аромат можно назвать запахом чистоты, он навечно обосновался в барбер-шопах как благоухание свежести, вызывая ассоциации с гладко выбритыми денди, густым лесным воздухом, ароматом полей и лугов и чистого, выглаженного белья, заботливо хранящегося в шкафу с ароматными лавандовыми саше. Любителем Fougere Royale был Ги де Мопассан, а Christophe Raynaud, парфюмер Firmenich, называет фужерные ароматами, где лаванда звучит особенно возвышенно и тонко.
Фужерные каково же ДНК этого семейства?
Современное использование мужчинами парфюмерии получило широкое распространение изначально благодаря лосьонам после бритья, и стало особенно популярным в 60-е годы прошлого века, но в то время мужские уходовые ароматы содержали такие ассоциирующиеся со свежестью, чистотой и тонусом ноты, как цитрусовые или древесные.

Brut от Faberge — стал настолько популярным, что отзвуки фужера навечно поселились во всем, что связано с мужской гигиеной
Однако в 1964 году поворотной точкой стал Brut от Faberge. Этот парфюм содержит цветочные и амбровые фужерные ноты, и он стал настолько популярным, что отзвуки фужера навечно поселились во всем, что связано с мужской гигиеной – крема для бритья, гели для душа, дезодоранты, что в какой-то степени сыграло с фужерами злую шутку, удешевив саму идею фужера как парфюма.
Но парфюмерное семейство фужерных выстояло, и не растворилось бесследно в пучине моющих и «афташейвов». Наоборот, главным требованием мужских парфюмов стала свежесть!
Современные фужерные парфюмы изменились, лаванда присутствует в основном в форме лавандина – вещества, обладающего теми же ольфакторными характеристиками, но гораздо более дешевого, которое является краеугольным камнем, лежащем в основе множества современных мужских ароматов, от Paco от Paco Rabanne, до Azzaro for Men, Drakkar Noir и иных, в которых «фужерный» запах достигается за счет дигидромирценола, сильно пахнущего синтетического вещества с ярким и свежим цитрусово-цветочным сладковатым запахом.
Однако поворотной точкой в истории фужеров стали Le Male от Jean-Paul Gaultier и 1 Million от Paco Rabanne, которые не содержали дубового мха, но только древесные и амбровые ноты, что стало само по себе значимым трансформационным событием в истории фужерного семейства, утратившего свой неотъемлемый ингредиент.
Кто же является лидерами фужерного семейства?

Согласно генеалогии, созданной компанией-создателем ароматов Symrise, существуют определенные парфюмы-архетипы. Это парфюмы с ольфакторной структурой, которая может быть названа инновационной, и которая послужила основой для создания целого направления или семейства. Symrise совместно с Французским парфюмерным обществом (French Perfumers Society) была разработана современная классификация парфюмов на основании ключевых парфюмов старой школы.
В качестве основы фужерных были взяты следующие мужские ароматы:

1882, ванильный, Fougere Royale от Houbigant.

1910, цветочный, English Lavender Atkinsons

1934, восточный, Pour un homme от Caron

1937, амбровый, Old Spice

1946, древесный, Pino Sylvestre

1964, амбровый, Brut от Faberge

1967, древесный, Balafre from Lancome

1978, древесный, Azzaro for Men

1982, шипровый, Drakkar Noir от Guy Laroche

1988, древесный, Cool Water от Davidoff

1995, мускусный, Le Male от JP Gaultier

1936 ароматический, Canoe от Dana
Фужерное семейство ценится за свое мощное звучание и диффузность (шлейфовость). Сегодня они отличаются не столько чистотой и свежестью, но древесностью и теплыми нотами, даже кожаными, которые придают им элегантности.
Звездами современных фужеров являются:
Jean Paul Gaultier’s Le Mâle
Jean Paul Gaultier’s Le Mâle (1995, Francis Kurkdjian) – классический в полном смысле этого слова, хотя и ничего не имеющий изначальной фужерной структуры. Если это фужер, то его действительно накачали стероидами. Сравнение его с Fougere Royale, если бы оно было сделано в год создания последнего, вызвало бы настоящую бурю.
Le Mâle содержит все требуемые для «фужерности» ингредиенты, за исключением дубового мха, вместо которого используется мята и ваниль, однако Le Male отличается от Fougère Royale как покрытые загаром и обработанные воском грудные мышцы современного красавца от ухоженной, но волосатой груди викторианского джентльмена. Но, не смотря на вопиющую современность, дух фужера все еще жив в Le Male благодаря ароматическим и травянистым нотам, сбалансированным теплым кумарином и ванилью. Этот фужер нужно носить не при галстуке, а в тельняшке, джинсах и конверсах.
Amouage Memoir Man
Amouage специализируется на том, чтобы взять знакомую, устоявшуюся тему, и вывернуть ее на изнанку. Их чудесный аромат позволяет увидеть фужерные парфюмы совершенно с другой стороны!
Memoir Man представляет собой более «темную» версию фужера, в которой ноты мяты и абсента создают прохладный, «задумчивый» эффект, почти интроспективный. Несмотря на присутствие обычных фужерных компонентов, верхней ноты лаванды, шелковистого касания кумарина в сердце и щедрой дозы дубового мха в базе, который придает парфюму прохладную землистость, Memoir Man все же является древесным фужером. Его нельзя назвать мрачным, скорее – атмосферным, бывалым путешественником, прошедшим все пути мира, явно маскулинным и уникальным среди современных фужерных. Это фужер для джентльмена, который предпочитает ночь и уединение, подобно ночной птице. Носить его –воистину колдовской опыт, это уже не парфюмерный аксессуар, а настроение, чувство, прежде всего – одиночества.
Abercrombie & Fitch Fierce
Если фужерные парфюмы и уходили с рынка на какое-то время, то только для того, что бы триумфально вернуться в 2002 году с Fierce! Ароматическая часть этого одеколона представлена лавандой, фруктами (яблоко), амброй и древесной базой, особенно – амброксом. Этот парфюм содержит древесные ноты до степени передозировки! Он терпкий, «еловый», ароматический, невероятно яркий, словно вы растерли в руках свежие иголочки.
1 Millionот Paco Rabanne
Этот парфюм содержит метил антранилат, присутствующий также в Le Male JP Gaultier и Cool Walter от Davidoff. Christophe Raynaud использовал для создания этого аромата абсолют розы в большом количестве вместо герани, что бы «состарить» его в хорошем смысле, а также добавил сухую и теплую древесность в базе.
Bleu Chanel
Этот парфюм начинается яркой цитрусовой нотой, смешанной с лавром и перечной мятой. В сердце он теплый, с кедром и ветивером, а также – с небольшим количеством жасмина. Имбирь придает легкую горечь вместе с нотой грейпфрута, и в заключение, древесные представлены сандалом и пачули, а также — благовонными нотами. Это прекрасный аромат с отлично выстроенными аккордами, типичный пример того, как, не используя классическую составляющую, модерн��зировать и в то же время передать фужерность.
Invictus от Paco Rabanne
Invictus обнаруживает два лица, словно двуликий Янус: с одной стороны это свежий грейпфрут, морской аккорд и благородный лавр, а с другой – древесно-амбровый, чувственный аромат, с пачули и серой амброй в базе. Он является типичным примером того, как можно изменить фужерные ароматы, используя морскую ноту.
Sauvage от Christian Dior
François Demachy, парфюмер-создатель ароматов Dior, этим новым ароматом предлагает нам свое видение фужера. Благодаря ему Sauvage характеризует щедрая порция, даже избыток компонентов Le Male вместе с напоминающей аромат поп-корна нотой, специально для нового поколения. Парфюм начинается со свежести калабрианского бергамота на теплой древесной подложке, иллюзию которой создает амброксан.
Какими же станут фужеры будущего?
Мужчины останутся основными потребителями этого семейства. Этому направлению свойственна способность возрождаться, подобно Фениксу, так как основной их характеристикой остается незаменимость. Фужеры как и шипры представляют собой наивысшую парфюмерную абстракцию, парадоксальную, но в то же время – самую приземленную и конкретную.